Интервью с Михаилом Борисовым
«Миллионерша вышла к нам на негнущихся ногах...»
Представить читателям Михаила Борисова не так просто. Согласно «Википедии», например, у него минимум 12 званий и должностей: советский и российский режиссер, актер, заслуженный деятель искусств России, профессор, заведующий кафедрой режиссуры Театрального института им. Щукина, заведующий кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа, режиссер-постановщик спектаклей Театра сатиры, театра им. Ермоловой и Московского театра оперетты.
Мы же расскажем о нем как о бессменном ведущем еженедельной всероссийской лотереи Русское лото, ТВ-розыгрыши которой вы смотрите каждое воскресенье на канале НТВ.
Лотерейный патруль
Михаил Борисов с Русским лото уже 22 года
— Михаил Борисович, в интернете вас называют «стражем порядка» в Русском лото. У вас даже напарницы есть. Правда ли, что вы лично участвуете в подборе девушек-соведущих, проводите кастинги вместе с режиссером?
— Я театральный педагог. Вот уже 30 с лишним лет отбираю студентов для театральных институтов. На нашем профессиональном языке это называется «прослушивание», но сейчас модно говорить «кастинг». Сегодня со мной работают выпускницы ГИТИСа, курса, которым я руководил. Это Ирида Хусаинова и Инна Воронина. Когда-то моими партнершами по Русскому лото были Екатерина Гусева — ныне известная актриса театра и кино — и актриса театра им. Ермоловой Анна Маркова.
Лица Русского лото — Инна Воронина (Лепилова), Михаил Борисов, Ирида Хусаинова
Вообще среди тех, с кем я работал в театральном училище имени Щукина и ГИТИСе, есть очень известные актрисы и актеры, многие были моими студентами: Светлана Ходченкова, Саша Семчев, Ольга Будина, Мария Порошина, Антон Макарский и другие. А вот чтобы стать сегодня лицом Русского лото девушке, помимо моего одобрения, нужно заслужить любовь зрителей. Это порой сложнее, чем поступить в «Щуку».
А можно подержать?..
— Почему бочонки в мешке перемешиваете именно вы, а не ваши соведущие?
— Они бы не смогли это делать физически, даже если бы захотели. Только представьте: все бочонки — а это 90 штук — сделаны из натурального бука. Мешок с полным комплектом бочонков весит более 10 кг.
Высота каждого бочонка — 5 см, мешок со всеми бочонками весит как годовалый ребенок
Иногда я в шутку говорю, что за 1130 тиражей, которые провел с мешком в руках, я поднял столько веса, что можно было вручную перегородить Енисей или построить ГЭС, если сравнить вес бочонков с весом камней, кирпича и песка. Поэтому такая нагрузка ложится на мужские плечи, то есть меня.
Я, кстати, с удовольствием дам перемешать бочонки в мешке почитателям Русского лото. Если кто хочет «поработать» — приходите в студию как зритель!
— Ходит легенда, что за мешок с бочонками полностью несете ответственность вы и между съемками он хранится у вас дома. Это правда?
— А почему так абстрактно — дома? Почему не предполагают, например, что он хранится у меня под подушкой и я сплю на нем уже 22 года? Шучу, конечно. Во время передачи я всегда слежу за мешком, здесь все должно быть абсолютно объективно, наглядно. Вытащенные бочонки — это числовой ряд, чья-то выигрышная комбинация. Мешок должен быть постоянно в поле зрения, к нему не должен прикасаться никто, кроме меня. Если мы приглашаем гостя, то я слежу за тем, как он достает бочонки.
Бочонки в мешке, мешок — в сейфе, сейф под ключом, ключ — в сейфе. «Все строго»
А между съемками мешок и бочонки хранятся в специальном сейфе, домой я их не забираю. Сейф опечатывается, ключи от него лежат в отдельном сейфе. Все строго.
Буковый троянский конь
— Некоторые телезрители считают, что за годы работы вы с закрытыми глазами и на ощупь можете опознать бочонки в мешке и вытащить нужный.
— У наших людей такой менталитет, они привыкли все подвергать сомнениям. Я слышал другую версию: якобы мы ведем съемку по учебнику химии из школьного курса: смешиваем определенные вещества, запечатываем их в герметичную капсулу, этот сосуд с ядерной смесью кладем в бочонки. В общем, игла — в яйце, яйцо — в ларце. Потом, когда я трясу мешок, капсулы взрываются. Химическая реакция сопровождается резким выбросом тепла. Ну вот эти теплые бочонки я будто бы и вытаскиваю.
Я, конечно, человек творческий, но знаю еще и законы физики, а по ним, любое нагретое тело отдает свое тепло окружающим предметам с более низкой температурой. А теперь представьте: 90 бочонков в плену мешка, бросьте туда горячую картошку и перемешайте — там все станет теплым. К тому же саму картошку вы потом с трудом найдете, у нас же «слепое» перемешивание, я в мешок не заглядываю и бочонки не ощупываю. На то, чтобы вытащить очередной номер, уходит не более пары секунд.
Все бочонки герметичные, номер сверху полностью залит лаком, поверхность абсолютно гладкая, поэтому на ощупь цифры тоже не опознать.
Размеры мешка для бочонков — 75 см на 44 см., вслепую найти «нужный» бочонок в таком хранилище сродни поиску иголки в стогу сена
О розыгрыше и бочонках
Все бочонки идентичны по размеру и весу. Неизменный вес и размер — гарантия равномерного перемешивания их в мешке ведущим. Перемешивание слепое: ведущий не видит расположения бочонков с номерами в мешке, что исключает влияние человеческого фактора на процесс розыгрыша. Для всех бочонков вероятность быть вытащенными ведущим — одинаковая.
— Зрители в студии могут это проверить?
— Любой зритель в студии может войти в состав тиражной комиссии, которую мы формируем прямо на месте перед каждым розыгрышем. Тогда проверка бочонков, их пересчет, в общем, полная диагностика реквизита — это уже не к вопросу можно или нельзя, это уже ответственность и обязанность зрителя. И, к слову, таких независимых наблюдателей у нас в студии на каждом розыгрыше 90 человек.
В конспирологических теориях можно зайти очень далеко. Но мы всегда открыты для гостей студии и телезрителей, часто показываем кухню съемок, идем навстречу пожеланиям наших участников. Были, например, тиражи, где специально для наших скептиков я доставал бочонки из мешка в перчатках, потом — кулинарными щипцами для раскладки картофеля.
Костюмы Михаила Борисова
Чтобы у участников лотереи Русское лото не возникали подозрения, что бочонки достаются из рукава, для ведущего специально сшили рубашки с удлиненными — 7 сантиметров — и зауженными манжетами. Манжеты плотно прилегают к руке, случайное попадание бочонка в рукав невозможно.
— Сколько времени — недель, месяцев — вам потребовалось, чтобы выучить народные названия бочонков с номерами: «дедушкин сосед», «барабанные палочки»? Для каких бочонков такие имена придумали лично вы?
— Я в Русском лото почти 22 года, поэтому времени на разучивание «кричалок», как мы их называем, было вдоволь. На первых порах мы устраивали конкурс, и наши участники слали нам названия бочонков: чтобы это было не банально, легко запоминалось.
Лотереи существует в России со времен Екатерины II, за столетия, конечно, накопилось очень много ассоциаций. Вообще связь человека с тем или иным числом — интересная штука. Это же наука, нумерология. Сами подумайте, мы с первого дня своей жизни связаны с числами: с днем своего рождения, с годом, в котором появились на свет. Номерок с этими данными привязывают к ручке младенца в роддоме. Потом вы живете в квартире и учитесь в школе под каким-то номером, празднуете юбилеи, ездите на поездах, летаете в самолетах и помните номера своих рейсов и мест. Еще размер обуви, одежды... Конечно, здесь целая коллекция ассоциаций.
Когда-то наша передача начиналась с сюжетов, где мы исследовали какое-либо число. Я специально готовился к съемкам, сидел в библиотеке, изучал значение дат и событий в жизни человечества. Это было интересно зрителю. Сейчас в эфире на это нет времени, к сожалению. Но важность чисел от этого не исчезает: попробуйте пропустить дату своей свадьбы или забыть о дне рождения любимой девушки — и вы сразу ощутите значение числа в своей жизни.
Догнать Конюхова
— Были ли в вашей практике случаи, когда крупный денежный приз или, скажем, автомобиль и квартиру выигрывали зрители в студии?
— Конечно, и не раз. Это особые случаи в жизни — стать свидетелем такой большой удачи. Я помню, в 26-м тираже в 1995 году женщина в студии выиграла 92 миллиона рублей. Вот так удивительно сложилась игра, что при почти 2 миллионах билетов, проданных по всей стране, единственный билет, который выиграл в 3-м туре, оказался в руках у участницы в нашей студии. Я показывал этот счастливый билет на камеру. Новоявленная миллионерша вышла к нам со своего места на негнущихся ногах, но такая счастливая! Потом еще не раз приходила в студию, рассказывала, как меняется ее жизнь. Сказала, что никогда не подозревала, что у нее столько родственников по всей России. Как только все узнали про ее выигрыш, сразу нашлись все. Ну как говорится: поражение — сирота, а у победы много отцов.
— Как вы считаете, может ли крупный выигрыш в лотерею изменить жизнь победителя? На что бы вы потратили многомиллионный выигрыш?
— Крупные деньги, выпавшие на человека, меняют его. Главное, чтобы меняли в лучшую сторону. Человека надо воспитывать с детства, что деньги — это не цель, а средство, чтобы создать нечто новое, сделать хорошее дело, и не только для себя. Важно меняться не количественно, покупая 5 машин или 10 яхт, а качественно — помочь детям встать на ноги, вложить средства в свое образование, использовать выигрыш как трамплин для будущей стабильной жизни.
Если бы я выиграл 100 миллионов рублей, первым делом купил бы 1000 билетов «Русского лото». Как говорится, грибы растут кучками. Конечно, поделился бы со своими детьми — мне всегда доставляло больше удовольствия отдавать, чем брать. Помог бы товарищам, которые находятся не в очень хороших обстоятельствах. Обязательно бы совершил кругосветное путешествие, как Федор Конюхов. Но не на воздушном шаре, а в более комфортных условиях. Побывал бы там, где мне не удается побывать в силу того, что у нас еженедельная передача и не хватает времени. Полетел бы в Австралию. А еще учредил бы 100 стипендий для студентов Щукинского училища и ГИТИСа. Это не шутка, сегодня стипендия в театральном институте — полторы тысячи рублей! А ведь есть одаренные студенты, чьи семьи не могут их поддерживать. Еще создал бы театральную премию для молодых артистов и артисток «Барабанные палочки». Ну а на «сдачу» купил бы что-нибудь себе.